БИБЛИОТЕКА:
Безопасность в спелеопутешествии
Свет в спелеологической экспедиции
Как выйти из лабиринта?
|
Расположение настенных рисунков каменного века и их несоответствие с реальностью
Рисунки, выполненные на скалах стен, зачастую размещены в легкодоступных местах и на высоте не более 1,5-2 метров. Изображения можно встретить как на верхних, так и на вертикальных стенах. Иногда приходится находить их в таких местах, что не сразу и понимаешь, как художник выполнил эту работу. Ведь без посторонней помощи, или без какой либо конструкции, это невыполнимо. Истории известны интересные находки, когда рисунки, размещенные на потолке, чересчур нависали над пещерным туннелем или гротом. Поэтому, совершенно невозможно охватить взглядом всё изображение целиком, как принято это делать в нынешнее время. Ведь для художника того времени совершенно не важен был эстетический результат. Чтобы осуществить задуманное и разместить рисунок выше досягаемого уровня, художник использовал простейшие лесенки или камень, прилегающий к стене.
Стиль выполнения и перспектива
Не редко рисунки и гравюры отличаются по характеру написания. Взаимные пропорции некоторых животных, которые были изображены, не соблюдались. Для примера, нарисованный горный козёл или лев ни капли не отличался по величине от мамонта или бизона. В пещере Ляско рядом с махонькой лошадью изображен огромный тур. А в Кап Бланк между ног лошади вытесан бизон крошечных размеров. Довольно часто можно увидеть, что в одном и том же месте гравюры в хаотичном порядке накладываются друг на друга.
Если учесть, что пропорции между величиной соблюдались крайне редко, то логично предположить, что они не будут расположены по законам перспективы. Палеолитический художник не утруждался такими деталями, так же как и другими. Например, изобразить животное, которое отдалено, более меньших размеров, нежели то, которое на первом плане. Скорее, художник изображал каждый персонаж отдельно. Его полное отсутствие перспективного видения проявлено в каждой работе. Например, гравюра горного козла из Эббу, здесь полное несоответствие перспективы передачи рогов: они изображены не фронтально, а сбоку, и самое главное, что противопоставлены друг другу. Пытаясь передать глубину пространства, художник изобразил скрещенные передние ноги животного. Желая этим сказать, что одно нога находиться спереди, а другая сзади.
Впервые столкнувшись с палеолитическим искусством в глаза бросается отсутствие композиции или суперпозиции изображений. Но все же не стоит отрицать наличия шедевральных работ как для того времени, и в них проглядывается целостность.
Также отличия проявляются и в выполнении частей тела. Мы привыкли понимать, что тело – это система, состоящая из частей неравной значимости, а художники каменного века руководствуются другими понятиями. Археологами были найдены изображения, на которых до целостности не хватало именно головы, как будто она второстепенная деталь.
Палеолитическое искусство использовало также рисунки, на которых автор изобразил нечто, что он видит в действительности, а то, чего он не видел и может только представлять, как это будет выглядеть. Например, мамонту из пещеры Пиндаль сердце обозначено красным.
|